Биржа, как источник инвестиций для бизнеса

01.02.2010 17:30 Алексей Петровский
Печать

Алексей Петровский

доверительный управляющий активами

на рынке ценных бумаг

 

Биржа, как источник инвестиций для бизнеса

В современных условиях в России для молодых предпринимателей  открыты много возможностей для ведения успешного бизнеса. 10-летний бум роста цен на сырьевые ресурсы вызвал рекордный приток инвестиций в Россию, тем самым еще более интегрировав ее в мировую экономику. Иностранные кредитные ресурсы и прямые инвестиции стали доступными для многих российских компаний.

Наиболее выгодное место для инвестирования и привлечения инвестиций - это биржи.

В России совершен серьезный прогресс в развитии инфраструктуры бирж, появляются все новые инструменты, увеличивается число участников и объемов торгов.

Вкратце, можно выделить такие основные возможности, которые предоставляет для молодых предпринимателей биржи:

- защита от валютных рисков, колебаний цен на сырье.

Фьючерсные контракты позволяют спекулятивно зарабатывать на колебаниях курсов валют и сырья. А самое главное хеджировать риски связанные с такими колебаниями. Это важно для компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью, а также, для тех кто использует в своем производстве сырье, которое торгуется на бирже. Это становится возможным, если компания использует фьючерсы. Например, для компании важно, чтобы стоимость сырья была прогнозируема, т.к. это отражается на себестоимости выпускаемой продукции, для этого покупаются фьючерсы на это сырье. В случае, если цены идут вверх, компания заработывает на фьючерсах и теряет на закупках сырья по более высоким ценам, тем самым себестоимость продукции остается прежней. При падении цен, результат тот же. Таким образом компания снимает риски, связанные с колебаниями цен на сырье.

- привлечение инвестиций путем Initial Public Offering (IPO), выпуска биржевых облигаций.

Initial Public Offering – первоначальное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц. В ходе публичного размещения инвесторам предлагается дополнительный (новый) выпуск акций. Вместе с тем, в ходе размещения дополнительного (нового) выпуска, существующие акционеры могут предложить к продаже определенный пакет своих акций (SPO).

Выход на биржу с помощью IPO доступно только для компаний с правовой формой ОАО.

Биржевая облигация – эмиссионная ценная бумага, позволяющая привлекать краткосрочное финансирование на срок до 3 лет по упрощенной процедуре эмиссии, предназначенная для широкого круга инвесторов, размещающаяся и обращающаяся исключительно на фондовой бирже.

- повышение капитализации компании, получение известности, продажа части или всей компании по высокой цене

После начала обращения акций компании на бирже, существуют возможности повышения капитализации, особенно если для этого есть предпосылки в виде успешного бизнеса, перспективности и прибыльности.

После раскрутки компании и доведения капитализации до максимальных величин, пусть и несправедливо оцененных в лучшую сторону, есть возможность выхода крупных акционеров из акций, чтобы ощутить богатство не в виртуальной форме, а - в реальной денежной.

- инвестирование свободных денежных средств, с целью совершения спекулятивных сделок

В случае, когда у компании появляются временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в рискованные активы, то есть смысо приобрести ценные бумаги или производные на бирже.

Компания может принимать решения по инвестированию самостоятельно или доверить профессиональным управляющим. В любом случае, риски убытков лежат на компании, поэтому нужно выбирать те риски, которые примелемы. Можно инвестировать в низкорискованные государственные облигации или выскорискованные акции небольших компаний, которые могут продемонстрировать быстрый рост стоимости, а также производные. Можно выбрать что-то среднее или составить портфель из разных инструментов, чтобы возможные потери по акциям были компенсированы стабильным доходом по облигациям.

- скупка пакетов акций конкурентов или поставщиков, для участия в деятельности этих компаний

На сегодняшний день открытие счета и торговля на бирже происходит достаточно легко. Компания выбирает брокерскую фирму - посредника, подписывает договор и предоставляет копии своих учредительных документов брокеру.

Что касается сложных проектов по привлечению инвестиций типа IPO, то тут требуется очень много усилий финансовых, временных и организационных. Конечно, все механизмы уже отработаны, остается только соблюсти в определенной последовательности весь установленный биржей порядок. К сожалению, IPO в нашей стране редкое явление. Пока это доступно в основном для крупных российских компаний. Со временем, IPO станет более доступным для средних и мелких компаний, тогда количество эмитентов на бирже будет исчисляться уже не несколькими сотнями, а тысячами.

Размещение биржевых облигаций было достаточно популярно среди компаний, текущий кризис на время подорвал доверие инвесторов к этому рынку, сейчас это доверие в значительной мере восстановлено.

Основным препятствием для  использования биржевых технологий является низкий уровень знаний о возможностях биржи. До тех пор пока конкретный молодой предприниматель не займется изучением этого вопроса, его знания являются поверхностными, понимание функционирования биржи основывается на догадках, слухах и самостоятельных выводах.

Зная об этом, брокерские фирмы обычно проводят ежемесячно бесплатные семинары, клубные дни, где можно узнать подробно хотя бы основные моменты. Более глубокое изучение происходит уже за деньги, по адекватным расценкам. Кроме этого, в средствах массовой информации можно найти много статей о бирже, есть даже деловые каналы, например, РБК-ТВ.

В итоге, мы имеем с одной стороны потребность в обучении, получении информации, с другой - это все доступно, нужно только захотеть обучиться. Получается, что недостаток знаний, это вина тех, кто не хочет их получать.

В заключение, хочется пожелать молодым предпринимателям идти в ногу со временем, изучать возможности, которые предоставляет биржа и когда будет необходимо ими воспользоваться. Так получилось, что биржевая инфраструктура развилась гораздо быстрее чем знания о ней среди молодых предпринимателей, можно быть уверенным  что это отставание в ближайшие годы будет сокращено.