Планирование производства и реализации продукции на рыболовецких предприятиях

28.01.2010 10:15 Руслан Эдиев
Печать

Руслан Эдиев

студент, Учетно-экономический факультет

РГЭУ (РИНХ), Ростов-на-Дону

 

Планирование производства и реализации продукции на рыболовецких предприятиях

Планирование производства и реализации продукции определяет производ­ственную программу предприятия. План производства и реализации продукции является основным и ведущим разделом годового комплексного плана предприятия. На его основе разрабатываются все другие разделы и показатели годового плана.  План производства и реализации продукции содержит показа­тели производства и реализации продукции в натураль­ном и стоимостном выражении, изменения остатков не­реализованной продукции на начало и конец года.  Основными показателями, характеризующими объем производства, являются показатели товарной и реали­зуемой продукции. В рыбоводстве применяется оценка готовой продукции по учетным ценам. В качестве учетных цен могут быть использованы: плановая или нормативная себестоимость, отпускная цена, договорные цены и т.п. При использовании в текущем учете учетных цен выделяются отклонения фактической производственной себестоимости от их стоимости по учетным ценам. Эти отклонения отражаются не по отдельным наименованиям, а по однородным группам готовой продукции.  На рыболовецких предприятиях, занимающихся только выра­щиванием товарной рыбы и посадочного материала, ве­личины товарной и валовой продукции в ценах, дейст­вующих в плановом периоде, совпадают.

 

В товарную и валовую продукцию не включают ры­бу, отсаженную на трехлетний оборот, и посадочный ма­териал (незавершенное производство), находящийся в процессе выращивания и зимовки. Объем реализованной продукции Р определяется в натуральном выражении и по стоимости по формуле:

Р = Т + (Q1- Q2),

где  Т — товарная продукция;

Q1 и Q2 — остатки готовой продукция на начало и конец планового периода.

 

Перед рыболовецкими организациями, которые выращивают разные виды рыбной продукции, стоит задача рационального планирования ассор­тимента ее выпуска и реализации.

Для наглядности в табл. 1 и 2 приведены условные данные о видах выпускаемой продукции, о затратах, выруч­ке, прибыли.

Таблица 1

Показатели

Виды продукции

 

 

Сазан

Карп

Амур

 

Шемая

Толстолобик

Всего

Выручка от продажи, руб.

200

600

400

200

350

1750

Переменные затраты, руб.

140

450

250

215

225

1280

Маржинальный доход, руб.

60

150

150

15

125

470

Маржинальный доход, %

30

25

37,5

36

27

Постоянные расходы, руб.

350

Чистая прибыль, руб.

120

Таблица 2

Показатели

Виды продукции

 

 

Сазан

Карп

Амур

 

Шемая

Толстолобик

Всего

Выручка от продажи, руб.

200

600

400

350

1550

Переменные затраты, руб.

140

450

250

225

1065

Маржинальный доход, руб.

60

150

150

125

485

Маржинальный доход, %

60

25

37,5

36

31

Постоянные расходы, руб.

350

Чистая прибыль, руб.

135

Анализируя данные таблицы 1 можно принять следую­щие решения:

1) максимально развивать производство и продажу Карпа, так как этот вид продукции по сравнению с другими видами дает предприятию в процентном соотношении самый большой маржинальный доход;

2) по производству Шемаи необходимо либо уменьшить затраты на ее производство, чтобы ее продажа приносила доход, либо пре­кратить производство.

Исключив Шемаю из производства (табл. 2) вы­ручка предприятия от продажи остальных видов продукции уменьшается на 200 руб., а прибыль увеличивается на 15 руб.

При принятии таких решений на предприятии важным мо­ментом является не абсолютная выручка от продажи того или иного вида продукции, а доля его участия в общей прибыли, получаемой на предприятии от реализации всех видов про­дукции.

Важное значение при планировании производства и реализации продукции имеет составление баланса про­изводственных мощностей и их использование. Произ­водственной мощностью предприятий то­варного рыбоводства является максимально возможный годовой выпуск продукции в установленном планом  ассортименте при полном использовании всей наличной площади водоемов с учетом достижений биотехники и передовой организации труда. Объем производства в рыболовецких хозяйствах зависит от величины зарыбленной площади (прудов, озер, садков, бассейнов) и выхо­да рыбы с единицы этой площади, а на специализирован­ных заводах — от мощности инкубационных цехов, бессейнов для выращивания малька и товар­ной рыбы. Вывод прудовых площадей из эксплуатации (на реконструкцию, летование, капитальный ремонт) планируется не более 12—15% от всей площади прудов, эксплуатирующихся более 5 лет.

Общая площадь нагульных и выростных прудов, под­лежащих зарыблению в планируемом году, определяет­ся как сумма проектных площадей всех прудов каждой категории на начало планового периода и площади пру­дов, вводимых в I квартале, за минусом площади пру­дов, выводимых из эксплуатации. Плановый объем про­изводства товарной прудовой рыбы определяется как произведение планового выхода рыбы с 1 га на зарыб­ляемую площадь нагульных прудов. Для прудов, вновь вводимых в эксплуатацию, выход рыбы с 1 га предусмат­ривается в первый год в размере 70%, во второй год  90% и на третий год  100% проектного уровня. При реконструкции пруда выход рыбы с 1 га в первый год после ее проведения устанавливается па уровне 90%, а во второй — 100% от предусмотренного проектом рекон­струкции. При планировании и составлении баланса про­изводственных мощностей учитывают входную (на 1 ян­варя планового периода), выходную (на 1 января сле­дующего за плановым периодом года) и среднегодовую мощность. Среднегодовая мощность Мср определяется по формуле:

Мср = Мн + МкГi Мв ,

где Мн— входная мощность (на начало планируемого периода);

Мк — увеличение  (ввод) мощностей до начала зарыбления;

Гi — коэффициент освоения проектной мощности в 1-м году;

М в — выбытие мощностей до начала зарыбления.

При планировании штучный выход (в %) от посадки и средняя штучная масса посадочного материала при­нимаются по установленным для данной зоны нормативам, а плотность посадки рассчитывается на предприя­тии. План производства определяют с балансовой увяз­кой между отдельными стадиями процесса получения товарной продукции: количество сеголетков, посажен­ных на зимовку в предшествующем плановом году, дол­жно соответствовать их выходу из выростных прудов (за вычетом планового процента отходов) предыдущей осенью; выход годовиков из зимовальных прудов (за вы­четом планового процента отходов) должен соответство­вать количеству посаженных в нагульные пруды и реа­лизованных на сторону и т. д. Отход рыбы на всех ста­диях производства и реализации потребителю рассчиты­вается по установленным нормам и считается безвоз­вратными технологическими потерями. В объем произ­водства не включается.

В условиях рыночных отношений установление цены на производимую продукцию, оказываемые услуги и выполнен­ные работы имеет особое значение. В процессе ценообразова­ния имеется несколько подходов:

—  установить цену, которая привлечет потребителя;

— используя цены конкурентов, установить для себя опре­деленную границу цен;

— установить цену, удовлетворяющую покупателя и обес­печивающую порог рентабельности.

Затратная цена многими рассматривается как более на­дежный путь установления реальной цены, поскольку она поз­воляет гарантированно формировать прибыль в цене. В таком случае используют долгосрочный и краткосрочный нижний предел цены.

Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую ми­нимальную цену можно установить, чтобы покрыть полные затраты предприятия на производство и реализацию продук­ции. Этот предел соответствует полной себестоимости продук­ции.

Краткосрочный нижний предел цены — это та цена кото­рая способна покрыть лишь переменную часть затрат. Этот предел соответствует себестоимости, рассчитанной по системе «директ-костинг».

Однако затратные цены не учитывают состояние рынка и место продукта на данном рынке, конкуренцию. Большинст­во рыболовецких предприятий применяют сочетание из трех перечисленных подходов.

На рыбную продукцию могут быть установлены цены: официаль­ные — обязательные для продавцов и покупателей; регулиру­емые — одинаковые для всех покупателей данного вида про­дукции у предприятия; договорные — разные в каждом от­дельном акте купли-продажи.

Официальные и регулируемые цены устанавливаются на основе цен мирового рынка или обоснованных затрат на про­изводство. Договорные цены устанавливаются на основе ин­дивидуальных затрат или в результате колебаний спроса и предложения.

Для установления экономически обоснованной цены руко­водство предприятия должно выполнить ряд условий:

— обосновать состав затрат, который следует учитывать при принятии решений;

— выбрать соответствующий метод калькулирования;

— определить уровень производства, при котором постоян­ные затраты минимальны;

— рассчитать сумму прибыли.

Этим самым предоставляется возможность предприятию осознать свое положение на рынке в целом и предсказать ре­акцию потребителя на предлагаемую продукцию.