Применение системы KAIZEN в образовании как элемент преодоления сопротивления организац. инновациям

Емельянова Е. А.
Печать

Емельянова Елена Александровна

cтудентка,

Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,

Томск

 

ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ KAIZEN В ОБРАЗОВАНИИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОПРОТИВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННЫМ ИННОВАЦИЯМ

 

В настоящее время инновационные проекты в образовании в большинстве случаев разрабатываются с целью получения финансовой поддержки от разных источников, чаще всего этим источником является государство (инновационные программы). При таком подходе инновации распространяются "снизу вверх", то есть инициатива исходит от администрации, натыкаясь на сопротивления со стороны профессорско-преподавательского состава и студентов. На наш взгляд, необходимо использовать внедрение результатов инновационных проектов и разработку самих проектов "снизу вверх" в сочетании с технологией "сверху вниз". По сути, это система одновременного преобразования диалога на практике. В Японии эта форма обновления известна как система KAIZEN.

Кайзен (KAIZEN) – процесс непрерывного, постепенного улучшения какой-либо деятельности.

Ключевыми компонентами Кайзен для образования являются:

А результатом применения Кайзен могут быть:

В промышленности Кайзен, как правило, занимает четыре-пять дней, хотя это может быть и несколько часов. За это время, кросс-функциональная группа в составе 8-12 человек, с помощью квалифицированного посредника выявляет, измеряет и формулирует методы исправления проблемы, связанные с процессом. Кайзен - это не деловые встречи в обычном смысле этого слова. Скорее, Кайзен является специфической формой деятельности, где люди изучают проблемы и вырабатывают решения в целях удовлетворения потребностей. Он ценен тем, что это метод для быстрого достижения улучшения.

Первым применением системы Кайзен в образовании считается работа Л.Эмиллиане, в которой показан процесс повышения уровня знаний выпускников бизнес-школы политехнического института Rensseler. Там в ходе работы была создана группа, состоящая из основного преподавателя курса; других преподавателей, экспертов по конкретным вопросам менеджмента, инжиниринга и информатики; старший менеджер или сотрудник; выпускников EMP (учебной программы, в отношении которой производился Кайзен), а также посредника (ответственный за реализацию разработанных идей).

В ходе внедрения системы Кайзен были сделаны осуществлены следующие улучшении:

  1. устранена двусмысленность в учебных планах и назначении обучающих программ;
  2. внесены изменения в учебные программы с целью формирования "академической целостности";
  3. убраны дублирующие темы, используемые в нескольких курсах

Базовой философией для Кайзен в системе образовании является реализация цикла Деминга (он же PDSA). Причем в данном цикле (Планируй-Думай-Изучай, Проверяй-Действуй) необходимо в равной степени участие субъектов каждого этапа цикла. А субъектами деятельности являются:

Таким образом, применение Кайзен в системе образования становится необходимым условием для координации действий в целях повышения качества образовательных услуг и обмена опытом между собой.

В данной концепции студента уже не рассматривают как проблему, а рассматривают как ресурс, причем достаточно мощный, ведь студенчество в университете представлено наибольшим удельным весом в коллективе образовательного учреждения. Кроме того, студенчество - это еще и сочетание молодости, энергии, мобильности, инициативности и несомненно амбициозности, что при правильной мобилизации этих качеств, их ориентации на реализацию интересов университета может стать еще одним шагом к переходу от общества потребления к обществу созидания.

Привлечение студентов к процессу разработки инновационных проектов непременно приведет к увеличению мотивации к обучению, так как они становятся непосредственными участниками проектов, а не просто наблюдателями. Хорошо известна китайская пословицуа «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я вспомню, вовлеки меня в процесс – и я пойму, отойди - и я буду действовать». «Действовать» студенты будут в направлении коммерциализации инновационных продуктов, создания своих предприятий, применяя на практике полученные знания.

При условии существования прозрачной системы менеджмента инновационных проектов применение системы Кайзен может стать толчком к инновационному прорыву университетов, несмотря на то что, Кайзен – процесс постепенного улучшения. Но необходимо выбирать между скоростью и качеством при движении к цели.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) www.12manage.com;

2) www.emeraldinsight.com;

3) http://nrc.edu.ru.